Механизм принятия законодательных решений в РФ как метод экономического регулирования: на основе анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506

Андрей Игоревич Волынский, Мария Семеновна Круглова, Петр Валерьевич Рожков, Александр Александрович Рубинштейн


Полный текст:

PDF

Аннотация


Цель: рассмотрение использования механизмов принятия законодательных решений в Российской Федерации как инструмента экономического регулирования на основе количественных данных базы LAWSTREAM.RU и подтверждение или опровержение гипотезы, согласно которой провалы в динамике темпов роста ВВП побуждают государственного регулятора к активизации нормотворчества.


Методы: абстрактно-логический, сравнения, корреляционный анализ.


Результаты: механизм принятия законодательных решений может и должен рассматриваться как инструмент реализации политики экономического регулирования. Эффективность реформ определяется тем, каким образом правительство как регулирующий экономическую систему орган использует имеющиеся механизмы принятия законодательных решений в области регулирования экономики. В работе проанализированы институциональные аспекты проведения экономических реформ. Проводится сравнение количественной динамики вносимых на рассмотрение Государственной Думы и принимаемых ею законопроектов в сфере регулирования экономических отношений и динамики роста российского ВВП на временном отрезке 1994–2018 гг. Показана взаимосвязь между макроэкономической ситуацией и законодательной активностью в экономической сфере со стороны правительства и президента, подтверждена гипотеза о влиянии динамики темпов роста ВВП на законодательную активность президента и правительства в сфере регулирования экономики и финансов в случае резко отрицательных показателей для ВВП. Установлено, что пик активности государственного регулятора в нормативно-правовой сфере является реакцией системы в случае резко отрицательных показателей для ВВП.


Научная новизна: в статье впервые предпринята попытка сопоставления количественных показателей принятых законопроектов в области регулирования экономической сферы и динамики странового ВВП.


Практическая значимость: полученные авторами результаты полезны для описания модели законодательного воздействия российской исполнительной власти на экономическую среду с учетом текущих макроэкономических показателей.


Ключевые слова


экономика и управление народным хозяйством; институциональный дизайн; экономические реформы; экономическая политика; законодательство РФ

Литература


OECD Glossary of Statistical Terms – Regulation Definition. URL: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=3295 (дата обращения: 02.10.2019).

Волынский А. И. Институциональный дизайн и теория реформ в российском экономическом дискурсе // Terra economicus, 2018. Т. 16, № 4. С. 29–40.

Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Пространственная экономика, 2008. № 2. С. 6–45.

Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ, или Искусство реформ: Препринт WP10/2007/08. М.: ГУ – ВШЭ, 2007. 24 c.

Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ // Центр стратегических разработок. 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Report-SF.pdf (дата обращения: 02.10.2019).

Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 5–16.

Верников А. В. Нецелевое использование института на примере страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. 2018. № 6. С. 34–39.

Полищук Л. И. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 28–44.

На пути к новой экономической теории государства / О. И. Ананьин, М. И. Воейков, Г. Д. Гловели и др. M.: ИЭ РАН, 2018.

Городецкий А. Е., Рубинштейн А. Я. Некоторые аспекты экономической теории государства. М.: ИЭ РАН, 2017.

Круглова М. С. Теория институционального дизайна: от поиска идеальных институтов к работам блумингтонской школы // Terra economicus. 2018. Т. 16, № 4. С. 17–28.

Klijn Erik Hans, Koppenjan Joop. Institutional design: Changing institutional features of networks // Public Management Review. March. 2006. Vol. 8. Is. 1. Pp. 141–160.

Ostrom E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge University Press, 1990.

Ostrom E. A General Framework for Analyzing Sustainability of Social-Ecological Systems // Science. 2009. № 325 (5939). Pp. 419–422.

Капелюшников Р. И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике – 2009 // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 14 (1). С. 12–69.

Coram B. T. Second best theories and the implications for institutional design // The Theory of Institutional Design / ed. R. E. Goodin. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. Pp. 90–125.

Rodrik Dani. Second-best institutions // NBER Working Paper No. 14050. June 2008.

Hurwicz L. But Who Will Guard the Guardians? // University of Minnesota working paper. 1998.

Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) / С. Измалков, К. Сонин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4–26.

Truth-telling by Third-party Auditors and the Response of Polluting Firms: Experimental Evidence from India / E. M. Duflo, R. Pande Greenstone, N. Ryan // The Quarterly Journal of Economics. 2013. Pp. 1499–1545.

Duflo E. The Economist as Plumber // NBER Working Paper No. 23213 March 2017.

Menard C. Research Frontiers in New Institutional Economics. Revista de Administração // Management Journal, Elsevier. 2018. № 53 (1). Pp. 3–10.

Addressing the policy-implementation gaps in water services: the key role of meso-institutions / C. Menard, A. Jimenez, H. Tropp // Water International. № 2018. 43 (1). Pp.13–33.

Menard C. Embedding organizational arrangements: towards a general model // Journal of Institutional Economics. 2014. № 10 (4). Pp. 567–589.

Круглова М. С. Теория мезо-институтов Клода Менара и ее использование в институциональном дизайне // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 9, № 3. С. 49–57.

Шаститко А. Е. Мезоинституты: умножение сущностей или развитие программы экономических исследований? // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 5–25.

Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10: Письма, 1831–1837 гг. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.

Ахиезер А. С. Россия как большое общество. 1991 // Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=542&Itemid=55 (дата обращения: 02.10.2019).

Гаджиев Г. А. Легитимация идей «Права и экономики» (новые познавательные структуры для гражданского права) // Вестник гражданского права. 2017. Т. 17, № 6. С. 108–173.

Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010. 256 с.

Одинцова М. И. Экономика права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 345 с.

Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство. 2007. 224 с.

Борисов С. Р., Квитко С. А. Влияние институциональных факторов на активность предпринимателей в странах постсоветского пространства // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 28. С. 97–113.

Варварин А. В. Механизмы отстаивания корпоративных интересов в органах государственной власти // Бизнес. Общество. Власть. 2019. № 31. С. 7–11.

Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. М.: Центр стратегических разработок, 2018. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSII_INTERNET.pdf (дата обращения: 02.10.2019).

Осипов М. Ю. Качество российского законодательства как ключ к повышению его эффективности // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 4. С. 88–95. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.88-95

Regulation and Macroeconomic Performance / N. V. Loayza, A. M. Oviedo, L. Servén // Policy Research Working Paper. No. 3469. World Bank, Washington, DC, 2004. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/8953?show=full (дата обращения: 02.10.2019)

Regulation and growth / S. Djankov, C. McLiesh, R. M. Ramalho // Economic Letters. 2006. Vol. 92, Is. 3. Pp. 395–401.

Павлов П. Н. Экономические факторы нормотворческой активности в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 39–70.

Dawson J., Seater J. Federal Regulation and Aggregate Economic Growth // Journal of Economic Growth. 2013. Vol. 18, № 2. Pp. 137–177.

Coffey B., McLaughlin P., Peretto P. The Cumulative Cost of Regulations // Mercatus Research Paper. April 2016. URL:

https://ssrn.com/abstract=2869145 (дата обращения: 02.10.2019).

Malone T., Chambers D. Quantifying Federal Regulatory Burdens in the Beer Value Chain // Agribusiness. 2017. Vol. 33, № 3. Pp. 466–471.

Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. М.: Центр стратегических разработок, 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/02/Issledovanie_TSSR_statistika-po-zakonoproektam.pdf (дата обращения: 02.10.2019)

База данных LAWSTREAM.RU: Количественные оценки институциональных изменений / С. Г. Кирдина, А. А. Рубинштейн, И. В. Толмачева. М.: ИЭ РАН. 2009.

Российская модель институциональных изменений: опыт эмпирико-статистического исследования / С. Г. Кирдина, И. Л. Кирилюк, А. А. Рубинштейн, И. В. Толмачева // Вопросы экономики. 2010. № 11. С. 97–114.

Кирдина С. Г., Рубинштейн А. А. Эффекты path dependence и экономии от масштаба в российском законотворчестве // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 58–82.

Волынский А. И., Круглова М. С. Циклы законодательного процесса в России: политологический анализ // Социально-политические науки. 2016. № 1. С. 11–19.

Законодательные механизмы в РФ как инструмент институционального дизайна: на материалах анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU / А. И. Волынский, М. С. Круглова, П. В. Рожков, А. А. Рубинштейн // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 2 (3). С. 91–100.

Худяев П. В. Институциональные изменения в процессе самоорганизации экономики: дис. … канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2016.



DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506