Роль институциональных изменений в сфере высшего образования в социально-экономическом развитии региона (на примере Ростовской области)

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1563-1578

Артем Ильич Маскаев, Павел Олегович Савко


Полный текст:

PDF

Аннотация


Цель: формулирование принципов реформирования данной отрасли и идентифицирование взаимосвязи между реорганизацией университетов и индикаторами социально-экономического развития региона.

Методы: анкетирование, проведение глубинных интервью, эконометрическое моделирование, дополнение модели Балацкого.


Результаты: теоретическими рамками текущих реформ в сфере отечественного высшего образования выступает, с одной стороны, концепция нового менеджмента в общественном секторе (new public management – NPM), предполагающая реализацию рыночных механизмов в управлении вузами, а с другой стороны, тенденции и условия развития экономики знаний – современного этапа постиндустриального общества. В статье представлены результаты анализа подходов к концепции NPM, определены ее существенные характеристики, а также особенности внедрения в систему высшего образования, указаны основные причины и векторы преобразований в высшем образовании. В контексте проанализированных научных работ в современном западном и российском дискурсе большое внимание отведено «третьей миссии» университета. Рассмотрены теоретические разработки по идентификации взаимосвязи между реформами в высшем образовании и социально-экономическим развитием региона. Представлены результаты анализа организационных изменений и оценки вклада реформированных вузов в экономику региона на примере Ростовской области, полученные на основе анкетирования и проведения глубинных интервью, а также применения модифицированной модели Балацкого. Сформулированы выводы о проблемах проводимых реформ с точки зрения преподавательских и управленческих кадров реформированных вузов.


Научная новизна: концептуальные выводы авторов позволяют дополнить оригинальную институциональную теорию в области взаимосвязи институциональных изменений и экономического развития, в том числе предложено применение модели Балацкого для количественной метрики результирующих эффектов от изменений в сфере высшего образования в социально-экономическом развитии региона.


Практическая значимость: результаты исследования имеют потенциал применения при разработке реформ в рамках реализации плана мероприятий (дорожной карты) Правительства РФ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».


Ключевые слова


социально-экономические аспекты развития высшего образования; сфера высшего образования; реорганизация вузов; экономика знаний; NPM; институциональные изменения; экономическое развитие региона

Литература


Hood C. The “new public management” in the 1980s: Variations on a theme // Accounting, Organizations and Society. 1995. Vol. 20, № 2–3. Pp. 93–109. DOI: 10.1016/0361-3682(93)e0001-w

Osborne S. P. The new public governance? // Public Management Review. September 2006. № 8 (3). Pp. 377–387. DOI: 10.1080/14719030600853022

Brücker H., Rother N., Schupp J. IAB-BAMF-SOEP-Befragung von Geflüchteten: Überblick und erste Ergebnisse. DIW Berlin: Politikberatung kompakt, 2016. № 116.

Ефимов В. С. Университет в ситуации постиндустриального перехода: глобальные тренды и вызовы развития. Университет 4.0 // Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования: сб. материалов / под ред. Д. В. Козлова, Н. Г. Малошонок; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

Rustin M. The neoliberal university and its alternatives // Soundings. 2016. Vol. 63, № 63. Pp. 147–176. DOI: 10.3898/136266216819377057

Alesina A., Giuliano P. Culture and institutions // Journal of Economic Literature. 2015. Vol. 53, № 4. Pp. 898–944. DOI: 10.1257/jel.53.4.898

Jensen W. A. Erich Fromm's Contribution to Sociological Theory, Kalamazoo (Printmill), 2017. 236 p.

De Boer H. F., Enders J., Schimank U. Comparing higher education governance systems in four European countries // Governance and performance of education systems. Springer, Dordrecht, 2008. Pp. 35–54. DOI: 10.1007/978-1-4020-6446-3_3

De Boer H., Enders J., Schimank U. On the way towards new public management? The governance of university systems in England, the Netherlands, Austria, and Germany // New forms of governance in research organizations. Springer, Dordrecht, 2007. Pp. 137–152. DOI: 10.1007/978-1-4020-5831-8_5

Bauer M. et al. Sustainability Governance at Universities: Using a Governance Equalizer as a Research Heuristic // Higher Education Policy. 2018. Vol. 31, № 4. Pp. 491–511. DOI: 10.1057/s41307-018-0104-x

Enders J., de Boer H., Leišytė L. New public management and the academic profession: The rationalisation of academic work revisited // The changing face of academic life. Palgrave Macmillan, London, 2009. Pp. 36–57. DOI: 10.1057/9780230242166_3

Jongbloed B., Enders J., Salerno C. Higher education and its communities: Interconnections, interdependencies and a research agenda // Higher Education. 2008. Vol. 56, № 3. Pp. 303–324. DOI: 10.1007/s10734-008-9128-2

Schwab K. The fourth industrial revolution. Currency, 2017.

Yusuf S., Nabeshima K. How universities promote economic growth. The World Bank, 2006.

Slaughter S., Leslie L. L. Academic capitalism: Politics, policies, and the entrepreneurial university. The Johns Hopkins University Press, 2715 North Charles Street, Baltimore, MD 21218–4319, 1997.

Kagermann H., Lukas W. D., Wahlster W. Industrie 4.0: Mit dem Internet der Dinge auf dem Weg zur 4. industriellen Revolution // VDI Nachrichten. 2011. Vol. 13, № 1.

O'reilly T. What is Web 2.0: Design patterns and business models for the next generation of software // Communications & Strategies. 2007. № 1. P. 17.

Teece D. J. Capturing value from knowledge assets: The new economy, markets for know-how, and intangible assets // California Management Review. 1998. Vol. 40, № 3. Pp. 55–79. DOI: 10.2307/41165943

Porat M. U. The information economy: definition and measurement. 1977.

Tapscott D. The digital economy: Promise and peril in the age of networked intelligence. New York: McGraw-Hill, 1996. 342 p.

Kuznets S. S. et al. Economic growth of nations. 1971.

Etzkowitz H. et al. The future of the university and the university of the future: evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy. 2000. Vol. 29, № 2. Pp. 313–330. DOI: 10.1016/s0048-7333(99)00069-4

Schultz T. W. Education and Productivity. 1971.

Denison E. F. Trends in American Economic Growth 1929–1982. Washington: The Brooking Institution, 1985, XXV + 141 p.

Maddison A. A long-run perspective on saving // The Scandinavian Journal of Economics. 1992. Vol. 2, № 2. Pp. 181–196. DOI: 10.2307/3440445

Romer P. M. Increasing returns and long-run growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94, № 5. Pp. 1002–1037. DOI: 10.1086/261420

Lucas Jr. R. E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22, № 1. Pp. 3–42. DOI: 10.1016/0304-3932(88)90168-7

Barro R. J. Government spending in a simple model of endogenous growth // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98, № 5. Part 2. Pp. S103–S125. DOI: 10.1086/261726

Autor D. H., Katz L. F., Krueger A. B. Computing inequality: have computers changed the labor market? // The Quarterly Journal of Economics. 1998. Vol. 113, № 4. Pp. 1169–1213. DOI: 10.1162/003355398555874

Веблен Т. Теория праздного класса / пер. с англ., вступ. ст. С. Т. Сорокиной, общ. ред. В. В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984.

Веблен Т. Инженеры и ценовая система. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

Медушевский Н. А., Перфильева О. В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2016. № 3 (5). С. 19–31. DOI: 10.28995/2073-6339-2016-3-19-31

Национальные модели технологического развития: сравнительный анализ / Е. В. Балацкий, С. Е. Ушакова, В. А. Малахов, М. А. Юревич // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9, № 4. C. 37–51. DOI: 10.17835/2076-6297.2017.9.4.037-051

Балацкий Е. В., Юревич М. А. Прогнозирование эффективности российской экономики на основе научно-технологического баланса // Наука. Инновации. Образование. 2018. № 2 (28).

Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Российская модель сопряжения академической результативности и образовательного потенциала регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. Т. 73, № 5. DOI: 10.29141/2073-1019-2017-17-5-9

Вольчик В. В., Савко П. О., Маскаев А. И. Комплементарность институциональных и организационных изменений в контексте реорганизации вузов // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018. Т. 10, № 4. С. 156–172. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.4.156-172

Жук А. А. Изменения организационных механизмов сферы высшего образования: анализ институциональной комплементарности // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 10, № 4. С. 205–213. DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.4.205-213

Трансакционные издержки в высшем образовании в контексте организационных и институциональных изменений / В. В. Вольчик, П. О. Савко, М. А. Корытцев, А. А. Оганесян, А. И. Маскаев // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9, № 3. С. 57–68. DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.3.057-068

Вольчик В. В., Жук А. А., Корытцев М. А. Конкурентная среда рынка высшего образования Ростовской области // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 3. C. 178–196.

Вольчик В. В., Зотова Т. А. Адаптивная рациональность и экономическое поведение в эволюционном контексте // Terra Economicus. 2011. Т. 9, № 4. С. 54–64.

Pillar Universities in Russia: The Rise of “the Second Wave” / T. Lisitskaya, P. Taranov, E. Ugnich, V. Pislyakov // arXiv preprint arXiv: 1809.00248, 2018.



DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1563-1578