Современные проблемы бюджетного развития региональных центров

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.1.40-56

Мария Александровна Печенская


Полный текст:

PDF

Аннотация


Цель: выявление ключевых тенденций развития бюджетов региональных центров в период 2011–2018 гг. на примере Северо-Западного федерального округа в сравнении с общероссийскими тенденциями.


Методы: системный подход, метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ финансовых коэффициентов, синтез.


Результаты: территориальное развитие играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития страны, улучшения социально-экономических показателей. Однако представить его невозможно без наличия соответствующей ресурсной базы органов власти, необходимой для реализации стратегических задач развития территорий. Сложившаяся система межбюджетных отношений привела к значительному сокращению собственных доходов территорий и сокращению их бюджетных возможностей. В статье выявлены ключевые тенденции и определены современные закономерности развития бюджетных систем региональных центров Северо-Западного федерального округа за 2011–2018 гг. Определена смена с 2014 г. тренда соотношения собственных доходов и безвозмездной финансовой помощи. На основании данных официальной статистики обосновано, что ключевой причиной изменения структуры доходов бюджетов региональных центров является сокращение поступлений от бюджетообразующего налога на доходы физических лиц вследствие законодательных корректировок механизма перераспределения нормативов отчислений от налога между уровнями бюджетной системы. Выявлен рост уровня долговой нагрузки региональных центров Северо-Западного федерального округа с 33 до 52 % собственных доходов. Показано усиление бюджетного риска сокращения финансирования социальной сферы и экономики города вследствие роста расходов на обслуживание муниципального долга, который в региональных центрах Северо-Западного федерального округа за 2011–2018 гг. увеличился в 14 раз при среднероссийском росте в 4 раза. Выявлено наращивание темпов централизации бюджетных расходов, которое проявилось в восьмикратном увеличении делегированных с вышестоящих уровней полномочий в бюджеты региональных центров СЗФО за период 2011–2018 гг.


Научная новизна: определены и обоснованы современные закономерности развития бюджетных систем региональных центров России и Северо-Западного федерального округа, в частности за 2011–2018 гг.


Практическая значимость: материалы статьи могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в процессе обучения, а научными сотрудниками – в качестве исследовательской базы. Также результаты исследования могут быть учтены при реализации бюджетного процесса на муниципальном уровне.


Ключевые слова


экономика и управление народным хозяйством; город; местный бюджет; региональный центр; межбюджетные отношения; собственные доходы; муниципальный долг; местное самоуправление; развитие; дифференциация; дефицит

Литература


Лыкова Л. Н. Региональная составляющая налоговой политики: возможности поддержки экономического роста // Проблемы развития территории. 2018. № 2 (94). С. 71–86. DOI: 10.15838/ptd/2018.2.94.5

Бондарская О. В. Систематизация зарубежного опыта развития малых территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 5. С. 15–19.

Azoulay A., Côté J.-G. Les clés du développement économique local Analyse des stratégies de six villes nord-américaines. Note de Recherche, 2017, Mai. URL: http://www.institutduquebec.ca/docs/default-source/recherche/8842_les-cles-du-developpement_idq_br_fr.pdf?sfvrsn=2 (дата обращения: 20.09.2019).

Feagin J., Smith M. Cities and the New International Divisions of Location: An Overview // The Capitalist City: Global Restructuring and Community Politics. Oxford, 1987. Pp. 3–34.

Friedmann J. Where we stand: A decade of world city research // World Cities in a World-System. Cambridge, 1995. Pp. 21–47.

Krätke S. Die globale Vernetzung von Medienzentren. Zur Diversity von Geographien der Globalisierung // Geographische Zeitschrift. 2002. № 90. S. 103–123.

Lockner A. O. Steps to Local Government Reform: A Guide to Tailoring Local Government Reforms to Fit Regional Governance Communities in Democracies. USA, Bloomington: iUniverse, 2013. 621 p.

Taylor P. Specification of the world city network // Geographical Analysis. 2001. № 33. Pp. 181–194.

Silem A., Fontanel J., Pecqueur B., Bensahel-Perrin L. L’économie territoriale en questions. Paris: l’Harmattan, 2014.

Десять лет муниципальной реформы в России: итоги и перспективы: монография / Е. М. Бухвальд, И. В. Караваева, С. Д. Валентей и др. М.: Институт экономики РАН, 2014. 302 с.

Ворошилов Н. В. Оценка эффективности региональной политики по развитию муниципальных образований // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 7 (60). С. 54–59.

Старые и новые проблемы российского федерализма / С. Д. Валентей, М. В. Глигич-Золотарёва, Л. Н. Лыкова // Федерализм. 2012. № 4. С. 7–38.

Печенская М. А. Развитие межбюджетных отношений в России в 2000–2015 гг. // Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. С. 117–130.

Печенская М. А. Бюджеты региональных центров Северо-Запада: инструменты модернизации или выживания? // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 3. С. 77–90. DOI: 10.15838/esc.2019.3.63.5

Татаркин А. И., Татаркин Д. А. Саморазвивающиеся территориальные экономические системы: диалектика формирования и функционирования // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 5. С. 3–12.

Поварова А. И. Почему не растет самообеспеченность бюджетов городских округов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1 (43). С. 108–121.

Поварова А. И. Проблемы формирования бюджета городского округа // Проблемы развития территорий. 2017. № 2 (88). С. 177–191.

Найденова Т. А., Швецова И. Н. Оценка бюджетного потенциала северных территорий // Финансы и кредит. 2013. № 40 (568). С. 40–51.

Левина В. В. Особенности управления сбалансированностью местных бюджетов в условиях финансовой нестабильности // Управленец. 2015. № 3 (55). С. 12–17.

Зенченко С. В. Формирование и оценка регионального финансового потенциала устойчивого развития экономики территории: теория и методология: дис. … д-ра экон. наук. Ставрополь, 2009. 391 с.

Татаркин А. И. Скрытый потенциал российских городов: от агломерационных объединений к программно-проектным стратегиям развития территорий // Экономическая наука современной России. 2014. № 2 (65). С. 7–25.

Одинцова А. В. Проблемы институционализации стратегического планирования муниципальных образований // Проблемы развития территории. 2018. № 5 (97). С. 99–109.

Одинцова А. В., Валентик О. Н. Становление системы стратегического планирования в муниципальном звене управления. М.: Институт экономики. 2018, 40 с.

Бухвальд Е. М., Печенская М. А. О бюджетных ограничениях муниципального стратегического планирования // Самоуправление. 2016. № 9 (102). С. 16–19.

Дядик В. В. О проблемах стратегического планирования на муниципальном уровне: российские реалии и скандинавский опыт // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 6. С. 53–62.

Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. Сильные и слабые города России // Полюса и центры роста в региональном развитии. М., 1998. С. 157–167.

Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999. 367 p.

Зубаревич Н. В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 5–19.

Slack E. Guide of municipal finance. Nairobi: UN-HABITAT, 2009. 81 p.

Ault H. J., Arnold B. J. Comparative Income Taxation: A Structural Analysis. Kluwer Law International, 2010. P. 343.

Яшин С. Н., Яшина Н. И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципальных образований // Финансы и кредит. 2003. № 5 (119). С. 35–44.



DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.1.40-56