Факторы успешности предприятия в условиях кризиса

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.39-47

Ярослава Владимировна Данилина


Полный текст:

PDF

Аннотация


Цель: анализ влияния экономического кризиса в России на возможности доступа предприятий к производственным ресурсам, а также на уровень их компетенций.


Методы: исторический, абстрактно-логический.

Результаты: в статье определено, что, несмотря на влияние внешних факторов, основу деятельности фирмы составляют внутренние возможности и ресурсы фирмы. Показано, что предприятие в период кризиса должно приспособиться к ограничениям в области обеспечения ресурсами, т. е. изменить компетенции по их использованию. В современных условиях конкурентное преимущество может базироваться на двух составляющих – возможности доступа к ресурсам и внутренней способности фирмы к их использованию. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов должны быть сформированы такие компетенции компании, как: 1) умение обходиться меньшим числом ресурсов; 2) более эффективное использование доступных ресурсов; 3) поиск новых источников ресурсов, разработка собственных. В ходе исследования определено, что овладение предприятием новыми компетенциями будет связано с использованием и совершенствованием его когнитивных возможностей, являющихся функцией от организационного и индивидуального знания, которым обладает предприятие, т. е. его интеллектуального капитала. В статье проанализирован опыт развития новых компетенций в условиях кризиса на примере реорганизации завода «Промприбор» и деятельности компании ОАО «Галоген». Анализ опыта этих компаний, которые не только сохранились во время кризиса, но и приобрели новые компетенции и способности, позволил сделать вывод о том, что ключевое значение в этом процессе имела грамотная работа с основной частью интеллектуального капитала компании – человеческим капиталом. Таким образом, сформулирован вывод о значении команды людей и общности их интересов при проведении преобразований внутри предприятия.


Научная новизна: впервые рассматриваются когнитивные аспекты системной модернизации предприятий с точки зрения новой ресурсно-компетентностной теории предприятия.

Практическая значимость: основные положения и выводы, сделанные в статье, могут быть использованы при разработке или корректировке стратегии модернизации предприятий в условиях экономического кризиса.


Ключевые слова


экономика и управление народным хозяйством; кризис; предприятия; ресурсы; компетенции; стратегия

Литература


Клейнер Г. Б. Теория фирмы – стратегия предприятия – микроэкономическая политика государства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2013. № 4. C. 73.

Сквозь призму кризиса: роль советов директоров российских компаний. Опрос членов советов директоров российских компаний за 2015 год // PwC. 2015. URL: http://www.pwc.ru/ru/governance-risk-compliance/assets/rbs_2015_ru.pdf (дата обращения: 24.09.2016).

Lewis M., Brandon-Jones A., Slack N., Howard M. Competing through operations and supply: the role of classic and extended resource-based advantage // International Journal of Operations & Production Management. 2010. Vol. 30, No. 10. Pp. 1032–1058.

Barney J. B., Tyler B. The attributes of top management teams and sustained competitive advantage // Managing the high technology firms. JAI Press, Nueva York, 1990.

Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of management. 1991. Vol. 17, No. 1. Pp. 99–120.

Coff R. W. When competitive advantage doesn't lead to performance: The resource-based view and stakeholder bargaining power // Organization science. 1999. Vol. 10, No. 2. Pp. 119–133.

Пирс II Д., Робинсон Р. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2013. 560 с.

McKee D. O., Varadarajan P. R., Pride W. M. Strategic adaptability and firm performance: a market-contingent perspective // The Journal of Marketing. 1989. Pp. 21–35.

Kraatz M. S., Zajac E. J. How organizational resources affect strategic change and performance in turbulent environments: Theory and evidence // Organization Science. 2001. Vol. 12, No. 5. Pp. 632–657.

Васильева В. Стратегические ресурсы и компетенции в рамках стратегического потенциала организации // Российский экономический интернет-журнал. 2009.

Zott C. Dynamic capabilities and the emergence of intraindustry differential firm performance: insights from a simulation study // Strategic management journal. 2003. Vol. 24, No. 2. Pp. 97–125.

Oktemgil M., Greenley G. Consequences of high and low adaptive capability in UK companies // European Journal of Marketing. 1997. Vol. 31, No. 7. Pp. 445–466.

McConnell C., Brue S. Economics. 2nd ed. New York: McGraw-Hill, 1990.

Савчук В. П. Управление предприятием в условиях кризиса: что делать, если случился кризис // Экономика и менеджмент. Стратегия + Финансы: базовые знания для руководителей. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. C. 302.

Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. ИКСИ, 2005. 192 с.

Гэлбрейт Д. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979. 390 с.

Prajogo D. I., Oke A. Human capital, service innovation advantage, and business performance: The moderating roles of dynamic and competitive environments // International Journal of Operations & Production Management. 2016. Vol. 36, No. 9. Pp. 974–994.

Stefano Zambon D., Dumay J. A critical reflection on the future of intellectual capital: from reporting to disclosure // Journal of Intellectual capital. 2016. Vol. 17, No. 1. Pp. 168–184.

Choo C. W., Bontis N. The strategic management of intellectual capital and organizational knowledge. Oxford University Press, 2002. 768 с.

Stewart T., Ruckdeschel C. Intellectual capital: The new wealth of organizations. Wiley Online Library, 1998.

Brooking A. Intellectual capital. Cengage Learning EMEA, 1996. 204 с.

Sveiby K. E. The new organizational wealth: Managing & measuring knowledge-based assets. Berrett-Koehler Publishers, 1997.

Coleman J. S. Foundations of social theory // Cambridge MA (Belnkamp). 1990. Р. 993.

Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / ed. Richardson J. New York, NY: Greenwood Press, 1986. Pp. 46–58.

Putnam R. D. Bowling alone: America's declining social capital // Journal of democracy. 1995. Vol. 6, No. 1. Pp. 65–78.

Lins K. V., Servaes H., Tamayo A. Social capital, trust, and firm performance: The value of corporate social responsibility during the financial crisis, 2016.

Barroso-Castro C., Villegas-Periñan M. d. M., Casillas-Bueno J. C. How boards’ internal and external social capital interact to affect firm performance // Strategic Organization. 2016. Vol. 14, No. 1. Pp. 6–31.

Baker W. E., Grinstein A., Harmancioglu N. Whose innovation performance benefits more from external networks: entrepreneurial or conservative firms? // Journal of Product Innovation Management. 2016. Vol. 33, No. 1. Pp. 104–120.

Thomson K. Emotional capital: Maximising the intangible assets at the heart of brand and business success. Capstone, 2001.

Edvinsson L., Malone M. S. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower, 1997.

Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 c.

Ляпунов С. И. Стратегическое планирование – дань моде или необходимость? // Стратегическое планирование и развитие предприятия: тезисы докладов и сообщений Первого всероссийского симпозиума. Москва, 11–12 апреля 2000 г. / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.

Клейнер Г. Б., Хайниш С., Баранов П., Ляпунов С. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. М.: КОНСЭКО, 1998. 144 с.

Ляпунов С., Лузин А. Реструктуризация предприятий в период переходной экономики. Как снизить социальные потери и рационально передавать опыт? URL: http://altrc.ru/library/27/481/ (дата обращения: 15.10.2016).

Гончар К. Р., Голикова В. В. Инновационное поведение предприятия: ОАО «Галоген» // Российский журнал менеджмента. 2009. T. 7, № 3. C. 113–138.



DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.39-47