Оценка эффективности закупок государственного заказчика Республики Крым в условиях воссоединения с Российской Федерацией

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.83-99

Татьяна Викторовна Свищук, Гульнара Талгатовна Гафурова


Полный текст:

PDF

Аннотация


Цель: анализ осуществления закупок органа исполнительной власти Республики Крым в условиях переходного периода и оценка их эффективности.


Методы: при проведении исследования использовались методы группировки, вертикального и горизонтального анализа, экономико-математического моделирования.


Результаты: после выхода Республики Крым из состава Украины и последующего присоединения к Российской Федерации государственные заказчики региона оказались в непростой ситуации в связи со сложностями адаптации сложившейся системы закупок к нормам российского законодательства. На основе данных Министерства юстиции Республики Крым авторами проанализированы государственные закупки по всем этапам изменения правового поля для республиканских заказчиков. В результате проведенного исследования сформулирован вывод о том, что в условиях действия украинского законодательства заказчик основную часть закупок осуществлял без проведения конкурентных процедур, остальные закупки имели невысокий уровень экономии. Также выявлено усложнение процедур закупок после присоединения республики к Российской Федерации, при этом в условиях переходного периода заказчики осуществляли закупки по упрощенной процедуре. Анализ эффективности закупок заказчика показал, что в результате изменения законодательства существенно выросли число и стоимость конкурентных закупок, а также экономия по результатам проведения конкурсов и аукционов. На основе построения корреляционно-регрессионной модели авторами доказана гипотеза наличия влияния на экономию количества тех, кто участвовал в закупках. В результате была обоснована необходимость увеличения числа конкурентных закупок, поскольку число участников напрямую влияет на экономию в ходе проведения торгов.


Научная новизна: авторами на основе проведенного анализа был доказан положительный экономический эффект от изменения правового поля осуществления государственных закупок для конкретного заказчика Республики Крым, проявившийся в росте экономии и числа конкурентных процедур. Авторами на основе применения экономико-математических методов доказана гипотеза о повышении экономии по результатам закупочных процедур при увеличении числа участников аукционов и конкурсов. По результатам проведенного анализа сформулированы авторские предложения по совершенствованию контрактной системы закупок.


Практическая значимость: предложенные авторами рекомендации могут быть использованы государственными заказчиками и органами государственной власти при организации закупок и внесении изменений в законы и подзаконные акты в области государственных закупок с целью повышения эффективности контрактной системы.


Ключевые слова


экономика и управление народным хозяйством; государственные закупки; контрактная система закупок; государственный заказчик; Республика Крым; эффективность закупок

Литература


Кузнецов К. Ключевые проблемы создания контрактной системы в Российской Федерации. URL: http://kkuznetsov.ru/44-fz-problems.pdf (дата обращения 09.08.2016).

Кузнецов К. III Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки 2015: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ». Москва, 3–4 апреля 2015 г. (РИНЦ). С. 193–198.

Кузнецов К. Влияние на эффективность закупки действующих механизмов расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. URL: http://kkuznetsov.ru/44-fz-startprice.pdf (дата обращения: 09.08.2016).

Геллер А. Я. Анализ развития электронного аукциона как инструмента закупок для государственных нужд // Общественные науки. 2011. № 2. С. 191–196.

Геллер А. Я. Федеральная контрактная система для закупок бюджетных и внебюджетных организаций // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 108–111.

Геллер А. Я. Закупки для государственных нужд: как сделать систему прозрачной? // Российское предпринимательство. 2011. № 7–2. С. 9–14.

Старовойтов В. Г., Тютюнник И. Г. Контрактная система как форма эффективного распределения бюджетных средств в российской системе государственных закупок // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 19. С. 217–221.

Шикалова Е. В. Оценка эффективности системы государственных закупок в форме контрактной системы как новой институциональной среды // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2. С. 30–32.

Фисунов К. В. Оценка эффективности реализации государственного заказа в контрактной системе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 79–81.

Станякин С. В. Состояние информационного обеспечения органов управления контрактной системой в Российской Федерации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 29. С. 62–67.

Пономарева С. В., Лесина К. Н. Решение проблем управления федеральной контрактной системой на предприятиях электроэнергетики, с помощью построенной схемы информационных потоков // Контентус. 2015. № 7 (36). С. 41–48.

Золочевская Е. Ю., Цымбал В. А. Принцип траспарентности государственных закупок как основа публичного управления контрактной системой // European Social Science Journal. 2014. № 6–1 (45). С. 615–620.

Баланцев Е. В. Участие в процедурах определения поставщиков в соответствии с законодательством о контрактной системе // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2014. № 7 (115). С. 23–35.

Уварова А. А. Федеральная контрактная система: коррупция в сфере государственных закупок // Наука и современность. 2014. № 29. С. 260–264.

Шайхутдинова А. Р., Селезнева А. Х. Анализ закона о контрактной системе на предмет коррупциогенного фактора // Экономика и социум. 2014. № 2–4 (11). С. 1127–1128.

Кропачева И. Н., Югова И. В. Влияние неценовой конкуренции на эффективность контрактной системы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4–1 (69–1). С. 364–369.

Манушин Д. В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 52–60.

Khi V. Thai Public procurement re-examined // Journal of Public Procurement. 2001. Vol. 1, is. 1. Pp. 9–50.

Thai K. V., Grimm R. Government Procurement: Past and Current Developments // Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management. 2000. № 12 (2). Pp. 231–247.

Sanchez-Graells A. Are the Procurement Rules a Barrier for Cross-Border Trade within the European Market? A View on Proposals to Lower that Barrier and Spur Growth // Public Procurement Days – Modernization, Innovation and Growth. 2012. February. Pp. 9–12.

Sanchez-Graells A. Distortions of Competition Generated by the Public (Power) Buyer: A Perceived Gap in EC Competition Law and Proposals to Bridge It. – University of Oxford, Center for Competition Law and Policy, CCLP (L). 23. 73 p.

McCue С. Using agency theory to model cooperative public purchasing // Journal of Public Procurement. 2008. No. 8.1. Рp. 1–35.

Schiele J. J., McCue C. P. Lean thinking and its implications for public procurement: moving forward with assessment and implementation // Journal of Public Procurement. № 11.2. Рp. 206–239.

Феценко Е. Н. О проблемах реализации в новых субъектах законодательства о закупках // Этносоциум. 2015. № 12. С. 175–177.

Клевакин А. В., Рыбакова И. Я. Управление государственными закупками в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе в условиях правовой и экономической интеграции (на примере закупок лекарственных средств и медицинского оборудования) // Вопросы управления. 2015. № 2. С. 172–180.

Головко А. Г., Бекетова Е. В. Развитие механизма реализации государственных закупок в Республике Крым в свете вхождения в экономическое и правовое пространство Российской Федерации // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг России. 25–26 апреля 2015 (РИНЦ). Ростов н/Д, 2015. С. 335–339.



DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.83-99