Договорное регулирование коммерческой концессии (франчайзинга): проблемы развития гражданского законодательства



Наталья Анатольевна Ющенко, Эльмира Фаиловна Гумерова


Полный текст:

PDF

Аннотация


Цель: определение систем правового регулирования коммерческой концессии (франчайзинга) в мировой практике. Выявление особенностей договорного регулирования коммерческой концессии в России. Анализ всех изменений гражданского законодательства, регламентирующих институт коммерческой концессии и выявление тенденций его развития в рамках проводимой правовой реформы.


Методы: общеметодологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания, сравнительно-правовой, логический методы, позволившие рассмотреть проблемы развития гражданского законодательства в сфере коммерческой концессии.


Результаты: анализ гражданского законодательства позволил выявить направления его развития и совершенствования в сфере коммерческой концессии. На примере сравнительного анализа зарубежного опыта регулирования коммерческой концессии показаны тенденции развития российского гражданского законодательства. Особо уделяется внимание изменениям, внесенным в гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках реформы гражданского законодательства.


Научная новизна: проведено научное исследование системы правового регулирования коммерческой концессии (франчайзинга) за рубежом, а также проанализированы тенденции изменений норм российского гражданского законодательства в области коммерческой концессии.


Практическая значимость: теоретические положения, сформулированные в статье, могут быть полезны для определения эффективности гражданского законодательства, закрепляющего договорное регулирование коммерческой концессии, а также могут быть использованы в правоприменительной практике и в учебном курсе «Гражданское право».


Ключевые слова


коммерческая концессия; франчайзинг; интеллектуальная собственность; лицензионный договор; договорное право; Гражданский кодекс Российской Федерации

Литература


Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 375 с.

Howe M. Franchising and restrictive practices law: the Office of Fair Trading view // European competition law reiew. Vol. 9. No. 4. Pp. 439–445.

Spasic I. The possibility using franchising in Yugoslavia // Yugoslavian Law. 1995. No. 3. P. 43.

Ибадова Л.Т. Три источника развития малого предпринимательства // Закон. 2004. № 10. С. 14–17.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд-е испр. и доп. М.: Статут, 2002. 842 с.

Гражданское право: в 2 т. Т. II. Полутом 1: учебник / отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2–е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2002. 704 с.

Савинова О.Н. Правовое регулирование отношений по франчайзингу в Российской Федерации. Казань: «Таглимат» ИЭУП, 2006. 76 с.

Нарышкин С.А. Франчайзинг: серьезные реформы или «косметика»? // Торговое право. 2012. № 1. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=62725 (дата обращения: 18.05.2014)